"Первый двойник, или врагу не сдается наш гордый "Спартак"!

20.01.2024


"Минск, 23 июня 1979 года. Перед стадионом «Трактор» - матч «Динамо» Минск - «СПАРТАК» Москва. Стоят: слево на право - первый Сергей Елин, третий Толя (Сафрон), четвертый Володя (Яга), шестой Шура (Длинный), седьмой Дима (Шпион), Рядом со мной лежит Чикмарев Леша (ЧИКА)."

«Первый двойник, или врагу не сдается наш гордый «Спартак»

   Трудно представить, что с момента событий о которых я сегодня веду рассказ минуло почти 30 лет. Тем не менее память часто возвращает меня в то далекое лето 1979 года. Наш «Спартак» вернувшись из первой лиги в высший дивизион Советского футбола в сезоне 1978 года сумел занять пятое место, и шагнул в сезон 1979 года одним из претендентов на лидерство в чемпионате.
   В «Спартаке» сложилась достаточно интересная, играющая команда и мы болельщики чувствовали, что сезон 1979 года может стать для «Спартака» еще более удачным. Эта вера в команду подтверждалась заполненными трибунами старенького «локомотива» на матчах команды и приличной по тем временам выездной компанией. Нами были пробиты Баку и Донецк, Ворошиловград и Ереван. В начале мая «Спартак» на на «Локомотиве» переиграл киевлян, и все мы почувствовали еще большую уверенность за нашу любимую команду. Тем не менее в июне «Спартаку» предстояло провести подряд два выездных матча 18 июня в Ленинграде с «Зенитом» и 23 июня в Минске с местным «Динамо». То обстоятельство, что матчи игрались подряд заставило многих болельщиков выбрать ту или иную поездку.

   Я и мой тогдашний друг Серега «Паганини» выбрали для себя обе поездки. Только лишь с той разницей, что я собирался в Минск сразу из Ленинграда, а Серега собирался заехать в Москву.

   Тот матч «Спартак» проводил на ленинградском стадионе имени В.И. Ленина (ныне «Петровский»). И мы сойдя с поезда сразу же стали разыскивать этот стадион, чтобы приобрести билеты. Купив заветные тикеты, поспешили на пляж, что под стенами Петропавловской крепости, где встретили наших парней. Приняв водные процедуры в холодной Невской воде и пообедав поспешили на стадион.

   У стадиона нас собралось человек 20 не больше, почти все в атрибутике и с флагами. Уже в то время между жителями Ленинграда и Москвы существовали напряги свойственные жителям двух столиц. Поэтому с первых шагов у стадиона стали возникать проблемы с местным мужичьем. Чтобы мелкие конфликты не переросли в более крупные нам дали в охранники несколько ментов. Впрочем до своих мест на трибуне мы добрались без приключений. Да и во время матча особых конфликтов не возникало, а вот после гола Жени Сидорова у Ленинградских болел нервы не выдержали и начались наезды. По началу мелкие, но к концу матча ситуация сильно обострилась и милиция абсолютно не гарантировала нам безопасность. По окончании матча у выхода из нашего сектора собралось около тысячи местных жаждущих нашей крови. Один из парней, помоему Валера «Шамыч» оценив ситуацию пробрался на беговую дорожку стадиона и подошел к Николаю Петровичу Старостину и объяснил ситуацию.
   Николай Петрович провел переговоры с милицией, после чего всех нас (около 30 человек) сопроводили вниз на беговые дорожки, дальше в подтрибунное помещение. Невероятным сюрпризом для нас явилось известие, что покидать этот не гостеприимный стадион мы будет в одном автобусе с командой. Николай Петрович просил нас занять места на галерке и разговаривать шепотом. Лишь только Константин Ивановия Бесков недовольно выговаривал Старостину, напоминая об устроенной нами вакханами на матче дублеров «Спартака» и «Черноморца». Николай Петрович выслушав Бескова философски заключил – «ведь это  же наши люди». Мы сидели в автобусе и нашему счастью не было предела, ведь рядом с нами наши кумиры Гаврилов и Ярцев, Сидоров и Шавло, Булгаков и Хидиятуллин, Черенков и Родионов, Романцев и Мирзоян и другие футболисты.
  
   Благополучно покинув стадион и тепло попрощавшись с командой мы вышли на ближайшей станции метро, если не изменяет память станция Горьковская. Сразу же возник вопрос – «Что дальше?» Большинство решило ехать в Москву, в том числе мои дружки Серега «Паганини» и Гриша «Солома», а я, Володя «Яга» и «Сельтер» приняли решение ехать прямиком в Минск.

   Проводив наших мы отправились на Витебский вокзал, где купили три билета в общий вагон поезда Ленинград-Брест. Доехали с комфортом, т.к. в общаке народу было мало и у нас не возникло проблем с размещением. Утром, приехав в Минск, мы решились пройтись по гостиницам, т.к. у на на троих было примерно 30 рублей, а это не такие уж маленькие по тем временам деньги. Однако мест в гостиницах для нас не нашлось и мы, забив на них, пошли купаться на Комсомольское озеро в центре Минска. Таблички «Купаться запрещено» нас не остановили и мы кинулись в прохладную воду. Воткнув в землю древко и натянув Спартаковское знамя, мы спокойно загорали на берегу, но в это время к нам подкатил первый мент. Узнав кто мы, и проверив документы и билеты на поезд до Москвы – он удалился. Вечером встал вопрос: «Где ночевать?» Решили переночевать в детском садике. Взяв пузырь портвейна «777» и закуси – мы пристроились на одной из летних веранд детского сада . Несмотря на то, что на дворе стоял июнь-месяц , ночи были достаточно холодными и мы это здорово на себе прочувствовали. Часов в 5 утра, когда мы все замёрзли до основания, кому-то пришла в голову мысль устроить салки, чтобы хоть как-то согреться. В общем ночь прошла практически без сна и в итоге все отсыпались на берегу Комсомольского озера. Изредка наш сон прерывался очередной милицейской проверкой.
  
  Вторую ночь провели на ж/д вокзале, где тоже не удалось как следует поспать, т.к. постоянно гоняли менты. Утро 21 июня выдалось достаточно пасмурным и мы лишились своего места отдыха на берегу озера. Побродив по городу, мы наткнулись на кинотеатр «Спартак». К этому моменту денег у нас почти не осталось и мы решили посетить кинотеатр бесплатно. Объяснив дедушке-контролёру, что мы Спартаковские фанаты, а он работает контролёром в кинотеатре «Спартак», то впустить нас он просто обязан, т.к. даже в Москве всех Спартаковских болельщиков впускают в кинотеатр «Спартак» бесплатно. Не знаю, подействовал ли на дедушку наш рассказ, но  вдруг, просветлев, он стал нам рассказывать о своей любви к «Спартаку» и даже перечислил нам нескольких футболистов нашей команды. Ещё он вспомнил, что легендарный Минский игрок Леонард Адамов тоже бывший Спартаковец. В итоге, мы оказались в зрительном зале, где за несколько сеансов кино неплохо выспались. К вечеру стали искать места для более-менее приемлемого ночлега. Не помню, кому пришла в голову идея (Сельтеру или Яге) пойти на запасные ж/д пути, но именно там мы и нашли это место. Прошерстив не один десяток вагонов, мы всё-таки нашли открытый, правда он оказался не пассажирским, а для перевозки ЗК с нарами и решётками, как их раньше называли – Столыпинский. Удобно расположившись на нарах(я и Яга - на нижних, а Сельтер - на верхних), мы спокойно уснули. Наш крепкий сон прервал дикий крик и грохот. Я быстро вскочил с нар и под ногами почувствовал что-то, от чего не на шутку перепугался. Оказалось, что Сельтер крепко уснул и во сне грохнулся с верхних нар. После этого мы долго не могли заснуть, рассказывали друг другу разные истории и лишь к утру снова задремали. Утром 22 июня (годовщина начала ВОВ) мы пошли к стадиону «Динамо» пообщаться с местными болелами. Узнав, что дублёры играют на стадионе «Юность», который находится в Минском районе Курасовщина, мы решили выдвинуться туда. Проводить нас вызвался один из местных. Сев на коммунистический троллейбус, мы отправились к стадиону. Там, к большой радости, мы встретили двух наших мужиков, так же как и мы, прибывших на матч на цветах. Впятером мы отчаянно весь матч поддерживали наших, которые без особых проблем обыграли хозяев 3:0. Во время матча к нам подходили местные, но какой-либо агрессии не было, в основном – любопытство. Крайнюю перед матчем ночь, мы спокойно провели в Столыпинском вагоне, правда я уступил Сельтеру нижние нары, а сам забрался наверх.
  
   Утром, 23 июня в Минск прибыл автобус Сергея Митякова («Спартак»), а на ж/д вокзал стали прибывать поезда с нашими. Билеты на матч продавались в кассах стадиона «Динамо», а сам матч проходил на стадионе «Трактор». Это было связано с тем, что «Динамо» закрыли на реконструкцию,  а у «Трактора» просто не было касс. Все болелы в основном кружили у касс «Динамо». Здесь помимо билетов продавали программки, а рядом, в гостинице «Беларусь», остановилась команда.

   Ближе к началу матча, мы выдвинулись к стадиону «Трактор». Кстати, этот стадион принадлежал Белорусскому тракторному заводу, выпускавшему знаменитые тракторы «Беларусь». Команда завода играла даже не во второй союзной лиге, а на первенство республики Белоруссии, соответствующим был 25-тысячный стадион «Трактор». Правда руководители как могли подготовили его к столь важному матчу: перед стадионом хозяева в спешном порядке укладывали асфальт, повсюду виднелись кучки гравия и щебня. К началу матча стадион был забит до отказа. Среди 25 тысяч зрителей выделялся маленький красно-белый островок, состоящий примерно из трёхсот Спартаковцев. В то время проблем сосуществования болел из двух противоположных лагерей просто не было, поэтому мы сидели практически вместе с Минчанами. У многих из нас были Спартаковские знамёна и красно-белые, вязаные шарфы. В общем смотрелись мы очень эффектно, но вызывающе для периода «развитого социализма». Тем не менее на матче всё прошло нормально. Наши футболисты порадовали нас очередной победой: на голы Спартаковцев Гаврилова и Черенкова, хозяева ответили только одним точным ударом Прокопенко. В конце матча мы дружно зарядили: «В союзе нет ещё пока команды лучше «Спартака»!», в свою очередь, команда вскинула вверх руки, поблагодарив нас за поддержку. Несмотря на вполне спокойную обстановку, менты попросили нас задержаться на трибуне до полного выхода местных болельщиков. Как только минчане покинули стадион, милиция соорудила коридор и началась наша «эвакуация». Однако, это было лишь на стадионе, а на площади перед стадио, ментов вообще не оказалось. 

   Где тонко, там и рвётся, гласит русская поговорка. Порвалось и на этот раз. Начались бычки и мелкие потасовки,  грозившие перерасти в всеобщий махач. Тем, кто гоняет на выезда, картина знакомая до боли. Когда напряжение достигло «точки кипения», а стычки стали более ожесточёнными, кто-то из наших (скорее всего это был Рифат Сигбатулин), бросил клич снимать флаги с древок и использовать древки как копья. Дружно выполнив призыв, мы ринулись на местных. Надо было видеть, как порядка двух тысяч мужиков убегали от трёхсот красно-белых парней. Отогнав местных мы успокоились и зарядили: «Слава-слава Спартаку-победителю!»

    Это было ошибкой, которая нам дорого обошлась впоследствии. Местные опомнились, сгруппировались и взялись за орудие пролетариата – гравий и щебёнку, которых было немерено. В нас полетели тысячи камней… Просто ужас! Ни о какой атаки не было и речи. Пришлось спасаться бегством и на  ходу гасить встречающихся местных болел. Буквально за несколько минут площадь опустела и лишь раненые и невероятное количество разбросанных камней составляли неприятный пейзаж. Через 20-30 минут после случившегося на площадь стали прибывать кареты скорой помощи и увозить пострадавших, которые исчислялись десятками. Кого было больше, москвичей или минчан, судить не берусь. Однако могу сказать, что жуткое чувство осталось на всю жизнь, от обиды, что пришлось убегать, ведь до этого мы обычно догоняли.

   Эта история – лишь маленький штрих в многогранной фанатской культуре. Пожалуй нигде я не читал об этих событиях, свидетелем и участником которых, я стал почти 30 лет назад. После этого было много всего: и приключений и городов и прочего-прочего. Тем не менее эти события особенные – это, вероятно, был первый двойник в истории фанатского движения в Советском Союзе, а значит и России. Если кто-то скажет, что это не так – не верьте.

С уважением и пожеланием побед «Спартаку» В. Гришин                («Майор», а в 70-е «Люберецкий»).